Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место, поскольку ее почитание в нашей стране всегда было особо трепетным и искренним. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь к Богоматери глубоко вошли в душу народа.
По преданию, евангелист Лука, умевший рисовать, написал с натуры несколько икон Богоматери, на которых она держала младенца. На иконах чаще всего Богоматерь изображается по пояс, иногда она представлена сидящей на престоле, изредка — стоящей.
Одигитрия (с греч. путеводительница) — самый распространенный иконографический тип на Древней Руси. Согласно византийскому сказанию, первая подобная икона привела двух слепцов в храм Богоматери и там исцелила их от слепоты. Этот тип существует во множестве вариантов — изводов.
Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах этого типа между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична, что прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
Оранта – иконографический тип Богоматери, где мы видим ее без Младенца, с воздетыми в молении к небу руками. Эта иконография нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах «Знамение», либо в сложных многофигурных композициях.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, в общем целом же можно насчитать более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки, а иногда акафисты.И ещё один тип изображения Богородицы – это, так называемая, «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемых под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к её иконографии относят иконы Богородичных праздников.