Иконография Спасителя

 Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа и в богословских, и в искусствоведческих исследованиях иконы, традиционно выделяются три основных иконографических типа: «Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа» или по-другому «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель» или «Пантократор» и «Господь на престоле», т.е. «Спас в силах».


СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ  

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами. Когда же один из потомков царя вернулся к язычеству, плат был замурован в городской стене, для того, чтобы не быть осверненным. Открытый через столетия, Нерукотворный Образ сохранился полностью, причем на внутренней стороне ниши возникло еще одно изображение Лика Спасителя. Данный вид иконы также принято называть «Спас на убрусе».


  ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ПАНТОКРАТОР)

Пантократор — центральный образ в  иконографии  Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке он держит свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Само слово Пантократор с переводе с греческого означает Вседержитель и образовано из двух слов: «пан» — все и «кратор» — сильный.

   В образе Пантократора Господь предстает, как промыслитель о мире, как вершитель судеб, податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому именно это изображение Христа занимало главное место в храмовой декорации, не только на иконах, но и в монументальной живописи. Фрески и мозаики с этим образом наиболее часто можно увидеть в центральном куполе храма.


   

 ГОСПОДЬ НА ПЕРЕСТОЛЕ. СПАС В СИЛАХ

   Царь царей и грозный Судия — таким изображается Христос на иконах этого типа. Он восседает на троне, правой рукой благословляя молящегося, а в левой держит свиток. Эта икона показывает Господа Иисуса Христа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, таким, каким Он явится в конце времен. Здесь изображены символы евангелистов, проповедующих Благую Весть во все концы света, ангелы, окружающие Престол Господень и фигура самого Христа с книгой в руке.

   С богословской точки зрения икона непосредственно связана с темой Страшного Суда и грядущего преображения вселенной. Это, своего рода целый богословский трактат в красках, и недаром икона «Спас в силах» является центральной в иконостасе.



ХРИСТОС ЭММАНУИЛ

   Спас Эммануил (Еммануил) — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Такое название образа связано с пророчеством Исаии «… се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14),  исполнившимся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Само имя Эммануил означает «С нами Бог» и  присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Несмотря на то что Иисус Христос на данных иконах изображен в детском образе, его лик наполнен мудростью, а взгляд очень проникновенен и несвойственен ребенку. В остальном эти иконы схожи с иконами взрослого Иисуса Христа. Упор на детские черты и «живоподобие» Младенца Христа проявляется с XIV в. под влиянием западной живописи.